Каждая машина требует постоянного контроля за состояние ее деталей. Этот контроль определяет общее состояние узлом машины, а также их дальнейшую пригодность к эксплуатации.
Не исключение и детали экскаватора, которые ежедневно выдерживают такую нагрузку, которая не под силу ни одной другой технике.
Для начала рекомендуется визуальный осмотр машины. Это выполняет сам машинист экскаватора.
Он же выполняет все ремонтные работы, после некоторого срока эксплуатации, особенно в случае поломки.
Если машинист не может справиться с ремонтом самостоятельно, то все детали после разборки механизмов отправляются на заводской ремонт.
Но предварительно все детали нужно подготовить, очистить и обезжирить. Там на заводе их осматривают, делают необходимые замеры.
Важно не забыть, что перед тем, как произвести замеры, каждую деталь нужно хорошенько протереть.
Если остановиться подробнее на некоторых узлах и деталях, то получается следующее. Каждый экскаватор имеет в своем строении подшипники скольжения.
Чтобы проверить их состояние, нужно измерить величину зазора, определить, как расположен вал, как ведут себя трущиеся поверхности, насколько обильно происходит процесс смазки.
Кроме этого экскаваторы имеют и подшипники качения. Здесь важно определить, как правильно они посажены, в каком состоянии беговые дорожки и поверхности шариков и роликов. Контроля состояния требуют и зубчатые передачи.
Здесь важно зубомером определить размер зубьев, которые сравниваются с номинальными размерами и определяется степень износа.
Изнашиваются в процессе работы экскаватора и цепные передачи. Звенья на данной цепи могут растягиваться, могут быть разбиты клинья.
Измеренные величины опять же сравниваются с шаблонами. В шлицевых и шпоновых соединениях также возникает износ деталей. Чаще всего здесь страдают торцовые поверхности элементов узла.
Постоянно от нагрузок гнутся пальцы и шпильки. Поэтому проверяется угол, который получается при установке этих деталей на место.
Он должен быть строго прямым. Шпильки должны плотно прилегать на своем месте. Не должно быть никаких качений.
Так как экскаватор выполняет достаточно тяжелую работу, то в его устройстве применяются цилиндрические пружины.
Эти пружины также, как и все детали подвержены деформации, которая проверяется по геометрическим размерам этой пружины.
Все детали экскаватора тщательно измеряются и проверяются. Далее все полученные результаты сравниваются с техническими условиями.
После этого выносится приговор о том, пригодна ли деталь или нет. Детали могут оказаться пригодными для дальнейшего их использования, могут требовать ремонта.
Есть и такие, которые можно просто выбросить, а на их место установить новые. Каждая деталь маркируется определенным цветом.
Если деталь можно дальше использовать, то ее маркируют белой краской, те детали, которые требуют ремонта – зеленой, а красной те детали, которые непригодны для дальнейшей эксплуатации.
|