Если детально рассматривать кроновый механизм, то можно заметить, что в его состав входит много интересных элементов.
К крановым деталям, которые находятся внутри сложной конструкции, относятся оси и валы, подшипники и вкладыши, муфты и полумуфты. Также различают разные виды соединений.
Остановимся на каждом пункте подробнее, рассмотрим каждую деталь и ее характеристики. Внутри машин находится множество вращающихся деталей.
Они, как правило, устанавливаются на своих осях или валах. Благодаря им детали находятся в правильном положении, даже находясь в режиме вращения.
К валам относятся детали, которые предназначены, чтобы передавать крутящий момент вдоль оси вращения, а также, чтобы поддерживать детали на месте. Для того, чтобы снизить силу трения, валы помещают в подшипники.
В крановых механизмах редукторы, а именно их валы и привода должны соединяться с другими деталями.
Эти валы могут быть разными. К примеру, трансмиссионные переводят крутящий момент к узлам механической системы от привода.
Раз уж в момент этой передачи возникают силы, то для этого имеются зубчатые зацепления, компенсирующие возникающие силы.
К осям относятся детали, поддерживающие только лишь на месте все детали, которые вращаются.
В этом заключается отличие осей с валами. При создании конструкции не всегда происходит учет осей, поэтому на них могут действовать изгибающие силы.
Но и сами оси, хотя и не передают крутящий момент, могут вращаться или быть зафиксированы неподвижно.
На осях чаще всего устанавливают колеса, которые не требуют приводов, различные барабаны, которые помогают поднимать грузы, все то, что не требует передачи крутящего момента, находится в одном положении относительно всех остальных деталей в механизме.
Часто колеса крановые крепятся именно на оси, а не на валы.
Валы и оси, как правило, опираются на цапфы. Среди них есть промежуточные и концевые. Первые называются шейки, а вторые – шипы.
Опираются также валы и те оси, которые вращаются, на систему, имеющую подшипники для исключения силы трения и истирания деталей друг о друга.
Соединение валов происходит посредством муфт и фланцев. Подшипники тоже имеют свои различия.
Одни предназначены для скольжения, другие – для качения. В первом варианте для вращения вала нужен специальный вкладыш, который состоит из половинок, выполненных из металла, который мягче, чем материал вала.
В период работы такой вкладыш стирается, поэтому его следует периодически менять. Он превращается в тонкую прокладку, которую достаточно легко извлечь и установить новую.
Сам же вкладыш в первоначальном состоянии выполнен так, что вал находится внутри плотно, не шатаясь.
Изготавливаются такие вкладыши из таких материалов, которые называются баббитами. Это чаще всего антифрикционные сплавы нескольких металлов.
Современные крановые механизмы подшипники скольжения не используют. Ведь более выгодны подшипники качения.
Они расходуют меньше цветного металла, сила трения минимальна, расходуется меньше энергии и смазки, поэтому и срок их эксплуатации намного больше, чем у подшипников скольжения.
Подшипники скольжения тоже могут отличаться друг от друга своей конструкцией. Одни бывают шариковыми, другие роликовыми.
Но также отличаться они могут и по нагрузкам, оказываемым на них.
Подшипники бывают упорными, которые воспринимают осевые усилия, радиальными, воспринимающими радиальные усилия, радиально-упорными, воспринимающими оба вида нагрузок.
Если разбирать по деталям подшипники качения, то в их составе имеется кольцо внутреннее и наружное, между ними сепаратор – важная деталь подшипника.
Между кольцами имеются дорожки-выемки, по которым перемещаются шарики. Чтобы они не разбежались, не раскатились, их поддерживает сепаратор.
Размещается данный подшипник на валу в специальном корпусе. Как уже говорилось выше, чтобы соединить валы и оси, применяются муфты и фланцы.
Муфты тоже могут отличаться между собой. Это связано способом их соединения и общим устройством.
Так как при соединении разных деталей между собой могут возникнуть неприятные перекосы, влияющие на работу всего механизма, то валы друг с другом стоит закрепить с помощью компенсирующих муфт.
В механизмах кранов часто используются муфта зубчатая, которая судя по названию имеет зубья, и муфта упругая втулочно-пальцевая, состоящая из полумуфт и тормозного шкива.
Эти полумуфты соединяются между собой с помощью пальцев, закрепленных гайками и втулками из резины.
На валу ротора в электродвигателе тормозной шкив использовать строго запрещено, так как этот способ торможения не действует на этот двигатель, а нарушить его работу вполне способен.
Более надежной муфтой считается зубчатая, по сравнению с втулочно-пальцевой. За счет того, что она выполнена в виде зубцов, она способна компенсировать возможные возникшие зазоры между соединяемыми поверхностями.
В данном случае исключается вероятность появления неточностей при соединении деталей валов.
Но соединение с помощью данных деталей не является единственным вариантом. Существуют шлицевые соединения и шпоночные.
Шпонки нужны для фиксации элементов в крановом механизме. Все шпонки выполнены в стандартном виде. Но и соединения могут быть напряженными и ненапряженными.
Поэтому от этого еще и зависит, какую шпонку применять. Одни могут быть обыкновенными, другие с направлением или скользящие. Закрепляют они детали за счет своего бокового соединения.
Ступицу с валом чаще всего соединяют при помощи выступов на валу и зубьев на ступице, которые называются шлицами.
Отсюда и название шлицевого соединения. Но и здесь все соединения отличаются дуг от друга. Ведь формы и размеры зубьев также отличны друг от друга на разных моделях элементов.
Шлицевое соединение более выгодно, нежели шпоночное. Оно не препятствует передаче крутящего момента, соединяя более прочно и центрировано.
В этом случае нарушение целостности системы будет минимизировано. Каждое соединение предназначено для определенных деталей в разных механизмах.
Поэтому, чтобы правильно осуществить любое соединение, нужно иметь определенные знания в этой области.
С таким заданием довольно быстро и легко сможет справиться профессионал, работающий с крановыми механизмами. И имеет определенные знания по этим устройствам.
|